Алюминиевый профиль: перспективы экспорта

Владелец Aluminium of Kazakhstan Нурсултан Жумабек рассказал, как поддержать поставщиков на зарубежных рынках

Государство сегодня оказывает хорошую помощь бизнесу, оно эффективно поддерживает экспортеров, используя разные инструменты, но нет предела совершенству, отметил в беседе с корреспондентом «Капитал.kz» генеральный директор  ТОО Aluminium of Kazakhstan Нурсултан Жумабек. ТОО владеет заводом  в Алматинской области, который уже 5 лет производит алюминиевые профили, 30% его продукции автотранспортом экспортируется в Азербайджан, Узбекистан, Украину и ведутся переговоры о поставках в Россию.

«Да, сейчас объем нашего экспорта не такой, как хотелось бы, но в течение года планируем нарастить его до 80%», – рассказал Нурсултан Жумабек и поделился идеями о том, как еще правительство могло бы помочь таким же компаниям, как его.

— Нурсултан, важный с точки зрения экономики проекта вопрос: где покупаете сырье? И какова рентабельность вашего бизнеса?

— Мы используем алюминий Казахстанского электролизного завода и принимаем вторичный лом. Пока мощность завода небольшая – более 6 тыс. тонн готовой продукции в год, поэтому так мало экспортируем. Бизнес круглогодичный, но есть сезонность – спрос падает в декабре-феврале. Основная часть наших покупателей – это строительные компании. С точки зрения рентабельности, скажу, что на внешних рынках она у нас невысокая, потому что мы вышли на них недавно, во втором полугодии 2017 года. Так вот там один основной инструмент продвижения – это выгодная для покупателя цена. Клиенту незачем отказываться от поставщика, с которым он уже работает, и уходить к новому, если у второго нет более привлекательных условий. Вход на новый рынок очень дорогой, в странах СНГ придется потратить примерно $100 тыс., Европы – $300 тыс. Львиная доля затрат приходится на его изучение, сертификацию продукции, маркетинг, рекламу. То есть год придется работать в минус, и это в лучшем случае. Такие убытки надо выдержать. Только когда у вас уже выстроились отношения с покупателями,  налажена логистическая цепочка, можно понемногу повышать цены, образуется рентабельность. Кроме того, в мире постоянно появляются новые технологии и оборудование, их надо покупать, э то инвестиции в развитие производства. Также есть риски, которые невозможно просчитать, но они наносят урон бизнесу. Например, нынешняя ситуация с пандемией, когда закрылись границы, прервались логистические цепочки, партнеры заморозили бизнес. Очень тяжело.

— Да, в таких ситуациях важна поддержка. Кстати, в обычное время каким видом госпомощи вы пользуетесь?

— По линии «Казахэкспорта» мы воспользовались хорошим инструментом: страхование рисков экспортеров. То есть мы, грубо говоря, даем нашим контрагентам продукцию в долг, они платят примерно 30% стоимости сразу и 70% в течение оговоренного времени, а государство страхует нас от невыплаты этой доли. Если наш контрагент вдруг не исполнит свои обязательства, государство покрывает эту потерю. Еще «Казахэкспорт» проверяет надежность контрагентов и сообщает нам, можно ли давать им в долг, если партнер неблагонадежный, «Казахэкспорт» отказывается страховать сделку с ним.

Фото: Kapital.kz

— Были такие контракты, когда «Казахэкспорту» приходилось восстанавливать вам потери?

— Не было и пусть таких не будет.

— Что-то еще правительство может сделать для того, чтобы такие компании, как ваша – экспортеры готовой продукции – могли расширить свой бизнес?  

— Выдавать им льготные кредиты. Мы пользовались таким инструментом по программе «Ондiрiс» для пополнения оборотных средств, но она закончилась и сейчас нам приходится брать займы в коммерческих банках под 13-14% годовых.

— Льготных кредитов хватит или еще какие-то меры были бы кстати?

— Есть проблемы по сбору лома. Дело в том, что его можно вывозить железнодорожными путями. Государство запретило вывоз автотранспортом, потому что люди вывозили его в Россию и Китай без всяких налоговых выплат. Вот если бы еще и поездами запретили лом вывозить, то он бы не уходил из страны, соответственно, при переизбытке стоимость вторичного сырья для компаний – производителей стальной продукции понизится, а маржа вырастет. Ни одно производство не будет рентабельным, пока не появятся кластер и сеть сбыта. В Китае субсидировались поставки всей продукции на экспорт, и посмотрите, что сейчас происходит в мире. Все работают с Китаем и никто от него не отказывается, и это притом, что его продукция стала гораздо дороже, чем раньше. Это то, о чем я говорил вначале: приучить покупателя к себе, а потом можно повышать стоимость своего товара.

— А вы почему свои профили не поставляете в Китай?

— Потому что для нас это неизученный рынок, есть языковой барьер.

— Вам надо будет расширять производственные мощности завода, если зайдете в Россию, или того, что производите, хватит?

— Да, нужно будет расширяться. 

— Вопрос по поводу внутреннего рынка. Один из наших спикеров в сфере строительства недавно сказал, что одной из антикризисных мер в нынешней ситуации станет строительство инфраструктурных объектов и социального жилья. Для вас ведь это шанс.

— Да, это будет хорошая возможность увеличить продажи.

— Уже чувствуются подвижки в сторону этой стройки?

— Да, некоторые строительные компании уже ведут с нами переговоры о покупке нашей продукции. В Европе среднее потребление стали на душу населения составляет 5 кг, в России – 1,5 кг, а в Казахстане – 1,1 кг. То есть нам есть куда стремиться.

Рекомендуем вам