Городам нужен бесплатный Wi-Fi

Это доказывает на примере Сингапура, Амстердама, Нью-Йорка и Аделаиды — Генеральный директор «МаксимаТелеком» Борис Вольпе

На отрасль «умного» города в 2020 году в мире потратят $124 млрд. Горожане уже могут получать документы, записываться к врачам и оплачивать штрафы онлайн.

В будущем многое в «умных» городах происходит автоматически: приложение поликлиники на основе данных фитнес-браслета запишет на медицинское обследование, а мусорный контейнер городские службы очистят по данным с сенсоров. Искусственный интеллект выявит в толпе людей с оружием, а пожарный расчет отправится на место до звонка очевидцев — по сигналу с видеокамер.

Wi-Fi — неотъемлемая часть цифровой инфраструктуры, которая разворачивается в крупных городах по всему миру. Чаще всего ее развитие тормозит недостаток инвестиций и неготовность городов к технологическим изменениям. Если преодолеть эти препятствия, государство и бизнес смогут эффективнее взаимодействовать с жителями и менять городскую среду под их потребности — Борис Вольпе, генеральный директор «МаксимаТелеком»

Зарубежный опыт показывает: бесплатный Wi-Fi может изменить жизнь в городе, управление инфраструктурой и дать новые возможности частным и государственным компаниям.

Туристы и стартапы выбирают Wi-Fi

Развитие Wi-Fi может превратить города в технологические хабы — быстрый общественный интернет привлекает молодых предпринимателей. Например, в Литве, по версии компании Ooma, самый быстрый публичный Wi-Fi в мире — именно ему мэр Вильнюса отводит большую роль в превращении города в стартап-хаб Восточной Европы.

Wi-Fi влияет и на туристическую активность. Качество публичного Wi-Fi — один из главных факторов удовлетворенности туристов. Из этих соображений в Тайване через два года после запуска бесплатного Wi-Fi для граждан свободный доступ к публичной сети дали и гостям острова.

Некоторые страны используют бесплатный Wi-Fi как один из инструментов джентрификации. Вместе с другими мерами, — появлением публичных пространств, субсидиями для малого бизнеса, — это помогает повысить привлекательность спальных районов.

Сейчас в это вкладываются городские власти и бизнес, который зарабатывает на рекламе в сетях. Но в будущем в создание публичных сетей могут включиться операторы «домашнего» Wi-Fi. Так, Comcast, Fon и Liberty Global осуществляют проекты, в которых жители города предоставляют небольшую часть мощности домашнего Wi-Fi для городских сетей, а пользователи переключаются между этими точками, перемещаясь между домами.

Xfinity — подразделение Comcast, которое занимается публичным Wi-Fi. Компания использует фургоны, чтобы обеспечить сигнал в проблемных зонах. Например, рядом с лагерями, где пострадавшие от торнадо испытывают недостаток в интернет-доступе 

Кстати недавно Comcast предоставил жителям США бесплатный доступ к таким точкам на 60 дней, чтобы помочь людям оставаться на связи во время пандемии коронавируса.

Wi-Fi управляет дорожным трафиком и ЖКХ

Wi-Fi позволяет планировать городскую инфраструктуру на основе обезличенных агрегированных данных. Как и многие интернет-ресурсы, сеть предиктивно может определить примерный возраст пользователя, пол и интересы. И если в районе, например, много молодых людей с детьми, власти могут планировать строительство новых детских садов.

Одна из главных областей, которую позволяет трансформировать Wi-Fi, — это транспорт. Подключенные к сети видеокамеры, сенсорные датчики, умные терминалы для оплаты проезда и другие гаджеты помогают проанализировать трафик в общественном транспорте и предложить новые развязки, скорректировать количество автобусов, перенести остановки и т.д.

В Сингапуре Wi-Fi доступен практически везде. Именно его используют городские службы для управления жизнью города. Чтобы контролировать трафик на дорогах, здесь работает интеллектуальная транспортная система, которая полагается не только на сеть гаджетов, установленных на дорогах, но и на сенсоры, камеры и GPS-девайсы, которые есть в такси.

Более того, система позволяет адаптировать городскую среду для людей с ограниченными возможностями — например, она автоматически идентифицирует их на переходах и увеличивает время зеленого света.

В Сингапуре публичный Wi-Fi доступен практически везде. Его раздают даже мусорные контейнеры

На Wi-Fi работают и другие сервисы, которые позволяют городам собирать большие данные, снижать расходы и повышать эффективность служб — системы «умного» паркинга и «умного» освещения, «интеллектуального» видеонаблюдения, автоматической подачи воды и энергии.

Например, в Аделаиде системы «умного» освещения работают на городском Wi-Fi — это ключевой элемент стратегии углеродной нейтральности города, направленной на сокращение выбросов диоксида углеродов. С помощью аналогичной системы Барселона экономит $37 млн в год, а Осло — $1,3 млн в год.

Wi-Fi доступом можно даже вовлекать жителей в заботу об экологии. Например, в Амстердаме действует проект TreeWiFi, который дает доступ к интернету в зависимости от уровня загрязненности города. Устройства, расположенные на домиках для птиц, оценивают чистоту воздуха с помощью специальных датчиков. Горожане получают бесплатный интернет-доступ и могут узнать, что влияет на чистоту воздуха в городе.

Так выглядит скворечник с датчиком диоксида азота и точкой доступа в Амстердаме

Wi-Fi против вируса

Беспроводная сеть помогает адаптироваться к работе и обучению на самоизоляции. По инициативе Университета Индианы на парковках города размещаются «парковочные точки доступа» для тех, кто остался без интернета на период пандемии.

Несмотря на то, что больницы по всему миру сокращают прием пациентов без COVID-19, Wi-Fi помогает пациентам с другими недугами воспользоваться телемедициной.

Больница «Ханкок Риджинал» в Гринфилде раздаёт бесплатный интернет на территории больницы, чтобы посетители могли проконсультироваться с врачом, не выходя из машины. Тем, у кого нет с собой телефона или компьютера, на парковках выдают iPad с установленным ПО для связи с докторами.

Помимо доступа к сети, Wi-Fi может быть и основой для информирования горожан о распространении вируса в городе. Например, в Сеуле действует сразу несколько сервисов:

  • CoronaMap — приложение с местами, в которых побывало много заражённых.
  • Corona100m — приложение пришлёт уведомление, как только владелец окажется на расстоянии 100 метров от заражённых.
  • CoronaNOW — сервис со статистикой по всей стране.
Интерфейс Corona100m — красными точками показаны заражённые

Аналогичный пример есть и в Сингапуре — там разработчики кооперируются с местным минздравом и сообщают информацию о заражениях по всему миру в одном дашборде. У него открыт исходный код, поэтому копию сайта можно развернуть для любого места.

Флоренция сократила пробки на дорогах благодаря программе “Smart Traffic Management” — к существующей сети камер и bluetooth-датчиков добавили ещё несколько сотен устройств. Они связаны между собой и передают информацию через Wi-Fi в местное ДПС и администрацию. На основании данных эти органы управляют светофорами и парковками в городе.

Вирус ударил по Италии особенно сильно, поэтому важно было как можно скорее снизить количество посетителей в общественных местах городов.

По информации с датчиков, машин на улицах во время карантина стало на 60—80% меньше

Данные помогают городским властям наблюдать за ситуацией и облегчают прогнозирование распространения инфекции.

«МаксимаТелеком», крупнейший оператор публичного Wi-Fi в России, оборудовала вокзалы, станции метро, МЦК и МЦД автоматами с антисептиком. Они связываются с системой мониторинга компании по Wi-Fi и определяют, сколько людей пользуется санитайзером из всего пассажиропотока.

Статистика по использованию обеззараживающего средства поможет понять, куда поставить больше таких терминалов, и где люди чаще ими пользуются.

Wi-Fi привлечет клиентов, которые проходят мимо

Не только городские службы получают возможность изменить свою работу. Для бизнеса в офлайне, особенно локального, Wi-Fi — это новый способ коммуникации с потенциальными покупателями. Перенести свои услуги в онлайн такой бизнес, как парикмахерская, ремонтная мастерская, кофейня, пока не могут, зато познакомиться с потребителем виртуально становится проще.

Это возможно с помощью технологии идентификации MAC-адресов смартфонов. Бизнес взаимодействует с аудиторией, которая недавно была рядом через Wi-Fi-рекламу при подключении и через социальные сети или СМС. Владелец может таргетировать рекламу на потенциальных посетителей конкретного заведения вместо покупки огромных охватов ненужной аудитории.

Кроме того, как частные, так и государственные компании могут использовать Wi-Fi для персонализации опыта пользователей. Эта возможность пока кажется слишком футуристической, но она вполне осуществима в ближайшем будущем.

  • Пользователи смогут настраивать свои профили предпочтений в сервисах операторов Wi-Fi. Тогда, например, при входе в купе поезда под пользователя автоматически будет подстраиваться освещение, температура, виды развлекательного контента и другие параметры.
  • Обезличенные данные позволят предлагать пользователям нужные услуги. Так, городской информационный контент будет выдаваться в зависимости от профиля жителя.

Wi-Fi служит опорой для сотовых сетей

В мире появляется все больше кейсов, когда Wi-Fi становится основой для услуг сотовых операторов. Например, в метро Нью-Йорка и Торонто компания BAI Communications создала объединенную сеть, которая обеспечивает полное покрытие как Wi-Fi, так и сотовых операторов на территории подземки.

Мировые телекоммуникационные компании уже давно рассматривают Wi-Fi, как партнера в создании инфраструктуры для умных городов. Например, австралийский гигант Telstra увидел в общественном доступе к интернету возможность снизить нагрузку на свою сотовую сеть. Так появилась Telstra Air, крупнейшая сеть публичного Wi-Fi в стране.

Такие коллаборации эффективны не только в домашнем регионе: AT&T в США продаёт роуминг-тарифы по домашним ценам для некоторых стран Южной Америки и Западной Европы. Это стало возможным благодаря партнерству с Boingo, крупным игроком рынка Wi-Fi. По сравнению с другими операторами, цена у AT&T низкая — $10 в день за безлимитные звонки, СМС и интернет.

Что стоит на пути у перемен

Чтобы цифровизировать другие города, нужно разобраться с экономической целесообразностью — в не-миллиониках строить подобную инфраструктуру затратно. Не так давно Google закрыл Stations — проект развития бесплатного Wi-Fi по всему миру. Его не получилось монетизировать. Эту задачу удастся решить, если государство станет активнее привлекать частный бизнес в обмен на будущие доходы от коммерческого использования цифровой инфраструктуры.

К тому же городские власти не всегда успевают подстроиться под технологические изменения и найти опытный персонал для обработки данных и обеспечения работы новых систем. Сотрудничество с бизнесом поможет снизить нехватку квалифицированных кадров. Новые программы тоже должны повлиять на развитие инфраструктуры.

Один из вариантов реализации — отказ сотовых операторов от платы за доступ к таким ресурсам. Другой вариант, который поможет развить инфраструктуру для умных городов — городской Wi-Fi, при использовании которого не приходится платить за доступ не только к социально-значимым, но и к любым ресурсам.

Наконец, изменения в законодательстве, которые могут положительно повлиять на развитие Wi-Fi, тоже стоит поддерживать (тогда как ограничения вроде принудительного хранения большого объема данных только тормозят процесс).

Нюансы на пути развития существуют по всему миру. Это не непреодолимые препятствия, а очередные задачи, которые государству и бизнесу выгодно решить, чтобы обеспечить мегаполису повсеместный доступ в интернет. Только с помощью развитой инфраструктуры получится распространить цифровую экосистему на всю страну и обеспечить граждан доступом к персонализированным сервисам.

Рекомендуем вам