Каким будет сектор FMCG в Казахстане после коронавируса

Прогнозом поделились в компании Nielsen Kazakhstan

Весь сектор FMCG (товары повседневного спроса) Казахстана за время режима ЧП вырос на 30% в ключевых розничных сетях в сравнении с прошлым годом. Товарами-чемпионами по объемам продаж стали маски для лица (133%), мясо (121%), добавки для выпечки (117%), сосиски (108%), рыба и морепродукты (93%). Однако упал спрос на товары импульсных категорий – жвачки, энергетические напитки. О том, как производителям и розничным сетям исправить ситуацию, и как изменится FMCG после коронавируса во время вебинара рассказала коммерческий директор Nielsen Kazakhstan Мадина Сейсенгалиева, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.

Апрельский прогноз МВФ по развитию мировой экономики неутешительный, единственными странами мира, у которых в этом году вырастет ВВП, станут Китай (1,2%) и Индия (1,9%). Для Казахстана МВФ прогнозирует падение темпов экономики до минус 2,5%, отметила в начале своего выступления Мадина Сейсенгалиева.

«По степени влияния на экономику нашей страны коронакризис стал худшим из всех кризисов, потому как отрицательного значения ВВП в Казахстане не было последние 20 лет. Еще до объявления карантина в Казахстане мы наблюдали снижение покупательской способности в рознице, а режим ЧП только усугубил эту тенденцию. Скорее всего потому, что темпы реальных доходов населения были стабильно ниже, чем расходы домохозяйств», — сказала она.

Так же, как в предыдущий кризис, казахстанцы стараются сохранить свои деньги на депозитах в иностранной валюте. В марте рост вкладов физлиц в долларах составил 23% в сравнении с тем же месяцем 2019 года, а в тенге только 5%. Из-за карантина и ЧП большая часть компании  сферы услуг не работала, поэтому даже официальная безработица в апреле выросла на 62,5%.

«Но мы смеем предположить, что реальная безработица была еще выше, так как большая часть людей у нас самозанятые. За выплатой 42 500 тенге обратились более 4 млн казахстанцев и получили эти деньги 3,96 млн человек, что больше официального числа безработных», — заметила Мадина Сейсенгалиева.

Что происходило с покупателями в апреле?

Режим карантина привел к появлению социального феномена homebody economy (домашняя экономика). Ограничение передвижения привело к тому, что 75% опрошенных перестали совершать импульсивные покупки в магазинах шаговой доступности и стали делать закуп дважды в неделю. 44% респондентов стали чаще готовить еду дома, 88% перестали ходить в гости и принимать гостей у себя и 72% намерены ограничить походы в гости в ближайший месяц.

«Покупатели стали пользоваться тремя стратегиями экономии. 73% опрошенных сообщили, что стали ограничиваться самыми необходимыми продуктами, отказываясь от излишеств. 49% респондентов стали искать товары по промоакциям и со скидками. На дешевые бренды перешли 35% опрошенных», — рассказала Мадина Сейсенгалиева.

Коронавирус и меры правительства откладывают отпечаток не только на покупательское поведение людей, но и на их планы на отдых. 71% опрошенных еще не планировали летние поездки, 29% имели планы на весну, но большая часть из них уже отказалась от них совсем. Съездить отдохнуть все еще намерены 10% опрошенных, но 40% из этих людей проведут отпуск внутри Казахстана и потратят деньги в стране. Но вопрос в том, сколько они потратят, учитывая происходящее в экономике, сделала оговорку спикер.  

Как себя чувствовала категория FMCG в рознице?

В начале апреля список получателей господдержки 42500 расширился, спустя неделю после этого темпы роста продаж в рознице немного выросли, сообщила Мадина Сейсенгалиева. По непродовольственным товарам – игрушки, текстиль, кухонная утварь – продажи упали. Реализация средств личной гигиены и по уходу за домом, которые казахстанцы активно скупали до карантина, росла в апреле скромными темпами.

«То есть потребители использовали то, что купили неделями ранее. Покупка сигарет так же росла сдержано в сравнении с прошлым годом и периодом до карантина. Основу покупательской корзины в апреле этого года составляли товары первой необходимости и продукты питания – упакованные товары FMCG и категории fresh», — рассказала спикер.

Продажи средств личной гигиены выросли на 14%, продуктов для приготовления дома — на 47%, средств для уборки дома — на 27%.

А вот падение продаж товаров импульсных категорий (жевательные резинки, энергетические напитки, драже) розничные сети и производители могут компенсировать традиционными маркетинговыми инструментами и одно из очевидных решений — выкладка мультипаков (больших упаковок товаров) в прикассовой зоне, заметила Мадина Сейсенгалиева.

«Пандемия оказала влияние еще и на офисные продукты питания. Раньше покупатели приобретали для перекуса кофе «3 в 1», бисквитные пирожные или шоколад, но с переходом на удаленную работу их продажи так же сократились. Чтобы замедлить падение производителям стоит привлекать больше внимания к своему бренду в магазине», — посоветовала она.

В заключение выступления Мадина Сейсенгалива озвучила прогнозов о том, как изменится розничный рынок после коронавируса. Во-первых, количество магазинов у дома будет расти. Во-вторых, онлайн-каналы продаж так же будут развиваться, потому что воспользовавшиеся ими во время карантина люди продолжат делать покупки с их помощью. В-третьих, спрос в категории FMCG стабилизируется, но рост продаж будет по товарам с повышенными защитными свойствами. В-четвертых, вырастет количество промоакций, поскольку они пользуются большим спросом у потребителей.

Рекомендуем вам