Как казахстанцев подсадили на иглу кешбэков и бонусов

Секрет кроется в легкости и автоматичности избавления от денег, а также в пресловутой «выгоде»

Казахстанцы сидят на наркотике, который по своей силе воздействия и охвату населения опережает любые опиаты, а алкоголь может лишь потупить глазки и покорно отдать пальму первенства этой новой заразе XXI века. Речь идет конечно же о бонусах и банковских приложениях, передает Azattyq Rýhy

Все, кому не лень недавно комментировали перебои в работе приложения одного из крупнейших банков, а многие люди успели испытать самую настоящую «ломку», потеряв способность воспользоваться собственными деньгами. Старушки-инсайдеры в автобусах наперебой обсуждали сколько миллионов было якобы украдено со счетов граждан. Точность информации доходила до тиынов, а скорость была быстрее, чем скорость публикации извинений в фейсбуке у некоторых известных нам чиновников. Разумеется, для удобства переговоров и поддержания темпа зачитывания фейковых сообщений из Whatsapp, дискуссия шла спустя маски вниз: видимо даже страх перед коронавирусом решил отступить в столь серьезный момент. Продавцы даже самых обшарпаных и пропитанных сыростью продуктовых магазинов на секунду призадумались о том, что будет, если красивая «золотая» картонная карточка с телефоном на прилавке, на радостях заказанная в ближайшей типографии, придет в негодность. Таксисты зря с утра прогревали машины – некому диктовать свой номер.

Однако, оставим иронию для рекламщиков злорадствующих банков, которые наперебой спешат публиковать язвительные картинки (один из банков-конкурентов тогда извинился за «мы не тупим»).  Попробуем разобраться, почему так вышло. Мы с вами вроде неглупые люди, и вряд ли кто-то признает себя финансово безграмотным. Но скажите, в какой момент мы потеряли бдительность и стали доверять все свои финансовые потоки приложениям?

Одной из главных причин является та безграничная и столь манящая система бонусов, которую предлагает чуть ли не каждый банк. По сути, мы получаем крошечную скидку на услуги и покупки, но возможность потратить эту скидку на другие платежи и покупки кажется многим несказанно выгодной. Создается иллюзия, что мы действительно получаем деньги, но фактически кэшбечный плевок не является чем-то новым и лишь конвертирует наши деньги в виртуальные фантики, которые можно на что-то обменять. Не будем обвинять в этом банки: подобные сервисы действительно часто подкидывают выгодные предложения и позволяют сэкономить, но не стоит обманываться – в ваш кошелек уже залезла чужая рука.

Постоянная стимуляция пользователей в виде бесконечных ежедневных уведомлений, мотивирует их покупать не только из желания сэкономить, когда акция совпала с реальной необходимостью что-то приобрести, но и из страха. У особенно невротичной публики развивается синдром упущенной выгоды – навязчивый страх пропустить очередную неслыханную акцию. Люди начинают разбрасываться деньгами на ненужные им вещи, превращая свои квартиры в склады ненужной бытовой техники, редко купленной на свободные деньги. В итоге, в погоне за красивой картинкой и фантиками, среднестатистическая казахстанская семья все больше напоминает банковские рекламные постеры с неестественно улыбающимися людьми, в которые зачем-то загнали бедного Нуртаса Адамбай в женском платье. Картинка яркая, но улыбка все больше напоминает оскал.

Масла в огонь подливает и постоянная геймификация всей этой потребительской вакханалии. Не только банки, но и другие компании превращают процесс траты честно заработанных в игру, устраивая конкурсы, челленджы и промоакции. Суть в том, чтобы превратить момент передачи денег в игру, вновь мотивируя нас покупать все больше. В качестве примера можно привести табачный бренд, накинувший этим летом овечью шкуру, и предлагавший обменять казахстанцам коды из сигаретных пачек на призы. И все честно, но кроме обмена промокодов был создан сайт со статьями в духе лайфстайл блогов, где пользователям предлагалось заполнить опросники о таких тривиальных вещах, как предметы их гардероба. Забавные статьи и накопление виртуальных очков уж точно никак не связаны со сбором пользовательских данных и стимуляцией курить больше, или нет?

В борьбе за наш кошелек нам предлагают приобрести пакеты услуг, которыми мы не будем пользоваться, давя опять-таки на возможность упустить выгоду. Наверняка ваш оператор сотовой связи или интернет-провайдер (передаем привет Beeline, Kcell и Tele2) уже не раз предлагал вам оформить подписку на свой музыкальный сервис или смотреть тысячи телеканалов. Хотя каналов не должно быть слишком много, иначе пользователь обленится и перестанет зарабатывать. Возвращаясь к банкам, можно вспомнить российский Сбербанк, подвергший себя публичному обрезанию до краткого Сбер, дабы никак не ассоциироваться с банковскими сервисами. Банк предлагает пользователю залезть в подписочный пузырь за ежемесячную плату, обещая клиенту уйму сервисов. До наших банков это тоже наверняка скоро дойдет. Главное – не забывать платить. Так к концу месяца из наших кошельков утекают небольшие суммы, собираясь в объемный снежный ком. Секрет кроется в легкости и автоматичности избавления от денег, а также в пресловутой «выгоде».

Можно сказать, что «мы то не дураки, нас не обманешь», но люди, неспособные сегодня оплатить с телефона проезд в автобусе, заставляют задуматься. Кто-то скажет, что не стоит хранить все яйца в одной корзине, и ничего не мешает хранить финансы в нескольких банках или просто снять сбережения и хранить их в наличных. К сожалению, у многих из нас таких «яиц» не так уж и много, и подобно волку из игры «Ну, погоди!» мы пытаемся поймать их хотя бы в одну корзину, где на другом конце яичного конвейера банки красят их во все цвета радуги: красно-желтые, сине-желтые и даже фиолетовые. Выбирай на любой вкус и цвет, еще и скорлупу разрешают оставить в виде бонусов. Помните, что одной скорлупой сыт не будешь.

Все дело в дЕньгах! Не забудьте подписаться нашу страницу в FACEBOOK

Рекомендуем вам