Несырьевой экспорт, или как Казахстан кормит Россию и Китай

Казахстанские предприятия активно выходят со своей продукцией на экспорт. В прошлом году 242 казахстанских экспортера заключили контракты

И речь идет не только о крупных компаниях или концернах, изначально ориентированных на выпуск товаров для отправки за рубеж. А о малом и среднем бизнесе, где экспорт стал поводом для расширения, сообщает корреспондент BaigeNews.kz.

Решение выйти на экспорт – непростой шаг в плане стратегического развития бизнеса. Несомненно, у него ряд преимуществ: от увеличения базы клиентов до участия в проектах с другими успешными компаниями мира.

Директор павлодарской компании ТОО «Айсберг-ПВ» Михаил Желнов, в интервью корреспонденту отметил, что без экспорта нет будущего ни у компании, ни у страны.

«С какой бы продукцией ни работал бизнес, стремление к экспорту обязательное условие. Ведь это совсем другой рынок, перспективы, даже требования, которая заставляют по-иному смотреть на собственное производство. Экспорт заставляет заниматься модернизацией. Наконец, это валюта», – отметил предприниматель.

Если еще в прошлом году предприятие экспортировало свою продукцию (манты, пельмени, вареники и т.д. — всего более 80 наименований) в приграничные регионы – Новосибирск, Омск, Томск, задумывалось о выходе на Екатеринбург, то пандемия коронавируса подпортила заграничную историю. Впрочем, это явление временное, считает предприниматель, как только появится возможность, экспортное направление будет восстановлено.

Другое павлодарское предприятие «SMAK-PV», имеющее двадцатилетнюю историю, начав с одного вида пельменей, сегодня выпускает более 50 наименований. Причем, расширить ассортимент позволил выход на российский рынок семь лет назад. Сегодня продукцию компании знают от Санкт-Петербурга до Читы. В месяц здесь могут производить до 350 тонн готовой продукции, четверть уходит на экспорт в Россию и Киргизию. Бишкек появился в списке поставщиков четыре года назад.

Стоит ли говорить, что сам процесс выхода на внешние рынки непростой. Тут важно оценить планируемую страну-импортера, сформировать стратегию продвижения продукции, а главное – найти надежного партнера. И, конечно, потребуется время.

Пять лет понадобилось ТОО «Евразия Инвест ЛТД», расположенному в Карагандинской области, чтобы наладить экспорт своей продукции – сухого верблюжьего молока. Первую партию отправили в сентябре прошлого года в Китай. На этот рынок предприятие изначально и было ориентировано. Чтобы запустить механизм, пришлось пройти проверку продукта в китайских лабораториях, получить сертификат. Восточный сосед заинтересован в казахстанском продукте, единственная помеха – нынешняя пандемия.

По предварительным данным МНЭ РК, в январе-мае внешнеторговый оборот РК составил 34,9 миллиарда долларов и по сравнению с аналогичным периодом 2019 года уменьшился на 6,9 процента, в том числе экспорт – 22,3 миллиарда долларов (-5,5 процента), импорт – 12,6 миллиарда долларов (-9,3 процента).

Реальный потенциал в наращивание экспорта в Китай имеет свиноводческая отрасль республики. Эта тема стала предметом обсуждения на недавнем семинаре по развитию свиноводческой отрасли Казахстана с участием представителей крупной швейцарской компании SUISAG, которая готова поделиться своими разработками с казахстанскими производителями.

Потенциал экспорта свинины в КНР оценивается в 350 тысяч тонн. Это самый большой потребитель мяса в мире. Об открытии рынка Китая для казахстанской свинины уже не первый год мечтает бизнес. Среди этих предприятий и павлодарское ТОО «Рубиком». На его свинокомплексе выращивают 65 тысяч голов, и эти мощности планируют наращивать. По словам коммерческого директора предприятия Михаила Щербакова, данным вопросом компания занимается с прошлого года, первый результат ожидают увидеть в конце августа. Для компании новый рынок – это большие перспективы.

Все предпосылки к экспорту свинины в стране есть. Осенью прошлого года был подписан протокол с государственным таможенным управлением КНР по требованиям к экспорту замороженной свинины в Китай, согласован и ветеринарный сертификат. Дело за включением казахстанских свиноводческих предприятий в реестр главного таможенного управления КНР, попасть туда должны 34 предприятия, из которых – 30 мясоперерабатывающих и 4 свиноводческих.

А вот карагандинское крестьянское хозяйство «Жаке » сделало ставку на Узбекистан, заключив договор на отправку соседям бычков после откорма. В свою очередь экспорт стал толчком для создания мясного кластера. Следующим пунктом отправки может стать Иран. Уже после пандемии.

Первый магазин «Баурсак» с казахстанской продукцией был открыт в Подмосковье в 2012 году. На сегодня это уже сеть магазинов, где можно найти уральскую муку, продукцию павлодарской компании «Кэмми», семипалатинскую мясную продукцию, не говоря о казахстанских конфетах. Всего более двух тысяч наименований продукции более 40 казахстанских производителей. Предпринимательнице Елена Кондаковой, когда-то она жила в Казахстане, ей удалось создать франшизу, которая имеет спрос.

А вот другой казахстанский производитель — павлодарское ТОО «КЭММИ» (лапша и макаронные изделия) занимается экспортом с 2005 года. В перечне стран, куда отправляется их продукция, Россия, Германия, Туркменистан, Монголия, Китай, Киргизия.

«Особых сложностей при поставке за рубеж у нас не возникало. Особенностей при подготовке товара для экспорта также нет, потому что мы работаем по регламенту Таможенного Союза», – отмечает основатель и собственник компании ТОО «КЭММИ GROUP» Андрей Кригер.

ТОО «Алматинский продукт», экспортирующее свою продукцию в девять стран, начинало с цеха по производству восточных сладостей в 2002 году. За эти годы было построено более 30 тысяч квадратных метров производственных модулей, различных помещений.

«Наша продукция нравится потребителю и востребована за рубежом. И Европа, и Азия охотно покупают наш товар. Практически полностью отказались от химии, все производится из натурального, качественного сырья. Если не брать в расчет Казахстан, то наиболее востребованы наши сладости в России», – говорит директор ТОО «А-продукт» Жанаберген Макуов.

Если не брать во внимание казахстанский экспорт сырья, который все еще занимает лидирующие позиции, то Министерство торговли и интеграции делает ставку в этом вопросе на малый и средний бизнес. Потому что именно он сможет сыграть ключевую роль в развитии несырьевого экспорта страны. Для этого внедряется механизм акселерации экспорта. Это означает, что предприниматели на безвозмездной основе смогут получить помощь в интенсивном развитии компании в экспортных вопросах. Данная программа уже обкатана в России, Канаде, Австралии, США и Германии.

По информации Министерства торговли и интеграции, одними из первых участников экспортного акселератора станут компании-производители пищевой и органической продукции, поскольку это обусловлено высоким интересом со стороны Китая. За последние четыре года среднегодовой темп роста объемов поставок пищевой продукции из Казахстана в Китай составил 47 процентов, увеличившись с 31 миллиона долларов в 2015 году до 146 миллионов долларов в прошлом году. Китай интересен казахстанскому бизнесу, прежде всего, по своей емкости. Объем импорта Поднебесной только в пищевой продукции в 2019 году составил 54 миллиарда долларов.По мнению председателя правления Внешнеторговой палаты Казахстана Аяна Еренова, успех предприятия измеряется не только продажами на внутреннем рынке, но и на внешнем. В прошлом году 242 экспортера заключили контракты на сумму 273 миллиона долларов. К 2025 году, по данным Министерства торговли и интеграции, Казахстан планирует нарастить несырьевой экспорт на 17,9 миллиарда долларов.

Не забудьте подписаться нашу страницу в FACEBOOK — https://www.facebook.com/newsmarket.kz/

Рекомендуем вам