Олигарх из Алигарха: как бедняк стал самым молодым миллиардером Индии

В 25 лет индийский предприниматель Виджай Шарма ходил пешком, чтобы сэкономить на автобусе. А в 38 он заработал $1,3 млрд, создав крупнейшую в стране систему электронных платежей Paytm. В нее вложились Джек Ма и Уоррен Баффет

Виджай Шарма (Фото: Zuma / ТАСС)

Миллион на четверых

Детство Виджая Шармы, сына школьного учителя, прошло в небольшом городе Алигарх на севере Индии. В школе он был в числе самых способных учеников и в 15 лет поступил в Делийский инженерный колледж (ныне Делийский технологический университет). Его мечтой было стать инженером и работать в какой-нибудь компании за обычную зарплату. Однако большой пользы от обучения в колледже не было — английского языка он не знал, а преподавание велось именно на нем. Шарма сначала пересел за одну из последних парт (тем, кто сидел спереди, преподаватели часто задавали вопросы), а потом и вовсе перестал ходить в университет и занялся изучением английского — учил по песням, словарям и иностранным журналам.

На дворе была середина 1990-х. Среди прочих журналов Виджаю Шарме попался Fortune с рейтингом 500 крупнейших компаний мира. Так он узнал о Кремниевой долине. По его словам, он уже тогда чувствовал, что принадлежит миру, о котором рассказывалось на страницах этого журнала. Но было совершенно непонятно, как туда попасть. Шарма рассказывает, что для этого надо было бы как минимум поступить в один из элитных Индийских институтов менеджмента (IIM), однако обучение там было слишком дорогим. Но Шарма сказал себе, что когда-нибудь будет настолько богат, что будет нанимать выпускников этих институтов. Так потом и случилось.

Молодой человек часто думал, что нечто наподобие американской Кремниевой долины могло бы появиться и в Индии. «Мы можем делать все, что они делают в США», — вспоминал он свои тогдашние мысли, имея в виду возможности, которые предоставляет интернет. Он занялся программированием и так преуспел, что через некоторое время сделал сайт для индийского ведомства по туризму.

В 1997 году, вернувшись в колледж, Шарма вместе с тремя товарищами создал компанию XS (звучит как access — «доступ»), занимавшуюся разработкой поисковых алгоритмов и системы управления контентом для сайтов. Последняя оказалась настолько удобной, что ей стали пользоваться крупные издания, включая The Indian Express. Компания также создала собственную поисковую систему indiasite.net. Cпустя два года, в 1999 году, когда Шарме был 21 год, они продали этот сайт американскому интернет-гиганту той эпохи — Lotus Interworks. Сумма первой в его жизни сделки составила $1 млн (наличными и частично акциями). По словам Шармы, полученные деньги они с товарищами поделили на четверых.

«Искал работу по объявлениям»

В 2000 году Шарма основал компанию One97 Communications, решив распространять интернет-контент (новости, астрологические прогнозы и т.д.) через СМС. Однако у этой бизнес-модели оказался неожиданный изъян — получать прибыль нужно было через телеком-компании, а они делиться ею не хотели. Дела пошли настолько плохо, что у Шармы не хватало денег на еду — начинающий бизнесмен потратил на зарплаты свою долю от продажи поисковика и начал брать в долг, чтобы поесть, хотя до этого имел привычку обедать в дорогих ресторанах. Молодой человек не мог купить билет на автобус и ходил пешком. «Это была зима 2003 года, — вспоминает он. — Я снова искал работу по объявлениям в газете. Денег не было даже на чашку чая».

Компанию он, впрочем, не закрыл: чахлая выручка вполне обеспечивала зарплатами урезанный штат. Целых семь лет One97 Communications развивалась почти без внешнего финансирования — для компании в том виде привлечь инвестиции было бы слишком сложно. По словам Шармы, он и не задумывался, что на свете существует венчурный капитал. Ради сохранения бизнеса ему пришлось занять 800 тыс. рупий (примерно $10 тыс. по нынешнему курсу) у друзей семьи под 24% годовых. Обслуживать кредит было трудно — денег хватало только на выплату процентов. Чтобы отдать долг, он читал лекции (за каждую брал по 5 тыс. рупий — примерно $70), чинил компьютеры, помогал создавать локальные компьютерные сети. Концы с концами как-то сводил, но для финансирования бизнеса этого явно не хватало. Семья уже начала убеждать его бросить бизнес и устроиться на работу. Двое друзей, в партнерстве с которыми он основал компанию, к тому времени вышли из бизнеса. Однако сам Шарма уже не видел для себя никакой другой судьбы, кроме как добиться успеха в собственном деле.

Ему повезло. Крупная компания заказала ему ИТ-проект, а когда он успешно с ним справился, предложила стать своим CEO. Однако Шарма объяснил, что у него есть свой бизнес и он хотел бы заниматься им. Тогда представитель компании, с которым молодой человек общался, приобрел 40% в One97 за 800 тыс. рупий и предоставил ему офис в обмен на согласие время от времени помогать компании-заказчику с ее проектами. Несколько лет спустя инвестор вышел из бизнеса One97, превратив свои 800 тыс. рупий в целых 2 млрд рупий (около $30 млн): благодаря вложениям и росту телекома в Индии идея с рассылками новостей наконец выстрелила.

Выгодный удар по коррупции

Paytm (акроним Pay Through Mobile — «плати через мобильный телефон») была основана в 2010 году как один из проектов One97 Communications. Вместо СМС-рассылок компания занялась электронными платежами. С этим в фирме были согласны не все — рынка смартфонов в Индии в то время фактически еще не было. Однако глава компании оказался дальновиднее своих помощников. «Когда смартфоны были на подходе, я сказал своему совету директоров: почему бы нам не создать потребительский бренд, позволяющий клиентам платить через мобильный телефон за что-то помимо контента», — вспоминает Шарма. Сначала появились функции пополнения счета мобильного телефона, покупки билетов, оплаты счетов и, наконец, в 2014 году — электронный кошелек и маркетплейс для торговли бытовыми товарами.

Идея была в том, что Paytm будут пользоваться миллионы простых индийцев, у которых нет столько денег, чтобы имело смысл открыть банковский счет. Для них он заменит самые популярные банковские услуги — они смогут пополнять счет мобильного телефона, делать небольшие покупки и немного откладывать на свой виртуальный счет (для этого была получена банковская лицензия).

Инвесторам этот подход понравился. В 2011 году проекту удалось привлечь $10 млн от фонда SAP Ventures, который контролируется производителем программного обеспечения SAP. А в 2015 году Ant Financial Services Group, материнская компания крупнейшей китайской системы электронных платежей Alipay (входит в Alibaba Джека Ма), объявила о приобретении 25% в One97 Communications в рамках соглашения о сотрудничестве. Сумма сделки официально не раскрывалась, но в СМИ фигурировала оценка в $550 млн. Для Ant Financial Services Group это были первые инвестиции в Индии. Джек Ма объяснял свой интерес к этой стране тем, что индийские поставщики являются вторыми после китайских пользователей сайтов Alibaba.

Эти инвестиции были сделаны в очень удачное время. Уже в следующем 2016 году правительство Индии провело крайне болезненную денежную реформу: из оборота решено было вывести крупные купюры номиналом 500 и 1 тыс. рупий. По данным властей, эти банкноты активно использовались в теневом секторе экономики и для финансирования терроризма. В результате возникла нехватка наличных, у банкоматов выстроились очереди. Плюсы электронных платежей стали очевидны для миллионов граждан.

Эта реформа оказалась для бизнеса Шармы настоящим подарком. Уже через неделю после ее начала трафик Paytm, по данным компании, вырос на 700%. Суммы, которые пользователи хранили на аккаунтах платежной системы, за небольшое время выросли на 1000%. Шарма заговорил о намерении с помощью Paytm предоставить передовые финансовые услуги 500 млн индийцев, которые были практически не знакомы с банковскими инструментами. Он обращал внимание на то, что сокращение пользования наличными поможет в борьбе с коррупцией. «Если в Индии при нашей жизни удастся сократить обращение наличности вдвое, эта страна будет во много раз сильнее», — уверен он.

Так говорит Виджай Шарма
«Когда вы продвигаете идею, вы фактически продвигаете себя. Инвестор видит вас, видит, насколько вы привержены идее, которую вы ему объясняете. Если вы хотите, чтобы я поговорил про Paytm, то можете разбудить меня в 12 часов ночи, и я четыре часа буду вам о ней рассказывать. Большинство компаний знают, что они хотят делать, но они делают это недостаточно быстро. Им и так все нравится. Я никогда не инвестировал ни в какие идеи. Я инвестировал только в людей. Я инвестирую только в водителя автобуса, а не в сам автобус или место его назначения. На мой взгляд, суть предпринимательства состоит в том, чтобы по-настоящему стремиться к цели. Когда вы искренне стремитесь к цели, вас не остановить».

Источник: интервью MindBatteries.

Самый молодой миллиардер

В 2017 году One97 Communications привлекла $1,4 млрд от японского Softbank, получившего около 20% в компании. Вся One97 Communications, таким образом, была оценена примерно в $7 млрд. Шарма стал самым молодым миллиардером Индии (ему было 38 лет) с состоянием $1,3 млрд. А в декабре 2017 года Paytm оказалась первым индийским приложением для платежей более чем со 100 млн загрузок через Google Play. В 2018 году в One97 Communications вложила $300 млн компания Berkshire Hathaway, принадлежащая Уоррену Баффету. Успех был полным. Доля Paytm на рынке электронных платежей в Индии превысила 50%, ее клиенты делали более 40 млн транзакций в месяц.

Теперь Шарма стремится превратить свою компанию в крупный финансовый конгломерат. В 2019 году было объявлено о решении выпускать в партнерстве с Citibank собственные кредитные карты — Paytm First Card. Подать заявление о получении карты можно прямо через приложение Paytm, а решение о ее выдаче будет приниматься на основании анализа цифрового поведения человека. В ближайших планах выйти на рынок брокерского обслуживания (сайт компании уже предоставляет возможность торговать акциями). Дополнительный импульс росту рынка электронных платежей дала эпидемия COVID-19 (число транзакций только через Paytm, по словам Шармы, выросло в 3,5 раза).

Крупных международных конкурентов на рынке электронных платежей, таких как Walmart и Google, Шарма не опасается. «Конкуренты тратят много денег, но никто из них не отобрал у нас долю рынка, — говорит он. — Гиганты с кучей денег никогда не выигрывают войны. Microsoft не выиграл войну за поиск в интернете. Поисковики не выиграли войну за соцсети. Соцсети не выиграли войну за мессенджеры». Предприниматель верит в то, что именно индийская система электронных платежей может стать одной из самых популярных в мире. Он часто возмущается, что наиболее качественные продукты индийские программисты делают для иностранных компаний, а не для индийских. «Лидер электронных платежей в Индии построит низкозатратную, хорошо масштабируемую модель в крайне конкурентной среде, — считает он. — Тот, кто победит здесь, может победить где угодно».

Автор: Максим Момот

Не забудьте подписаться нашу страницу в FACEBOOK — https://www.facebook.com/newsmarket.kz/

Рекомендуем вам